7 мая 2013 года президент России Владимир Путин провёл совещание о ходе исполнения указов, подписанных в день вступления в должность главы государства 7 мая 2012 года.
В совещании приняли участие члены кабинета министров, руководство администрации президента, полпреды главы государства в федеральных округах. С докладом о реализации указов президента России, касающихся развития образования и науки, выступил министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.
Стенограмма выступления министра
Д. Ливанов. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Сначала несколько слов о динамике повышения заработных плат в системе образования. С сентября, то есть с начала учебного года, по март заработная плата педагогических работников дошкольного образования в целом по России выросла на 36 процентов, педагогических работников общего образования – на 14 процентов, работников учреждений дополнительного образования детей – на 21 с лишним процент, начального профессионального образования – 23 процента, а среднего профессионального образования – 15 процентов.
Например, по учителям, если сравнивать I квартал 2013 года с I кварталом 2012 года, средняя зарплата выросла на 23 процента – до 26 с лишним тысяч рублей. Более чем на 15 процентов заработная плата педагогических работников школы превышает среднюю заработную плату по региону в Тюменской, Тверской, Самарской областях, в Москве, Пермском крае.
Есть, естественно, и регионы со сложной ситуацией. Это прежде всего республики Северного Кавказа, Забайкальский край, Якутия. Здесь средняя заработная плата школьных педагогов меньше, чем 90 процентов от средней по соответствующему региону.
По заработным платам в дошкольном образовании лидеры сегодня Тверская, Тюменская, Нижегородская и Белгородская области, Красноярский край. Менее 75 процентов от средней заработной платы в общем образовании получают педагоги детских садов в Карачаево-Черкесии, Тыве, Забайкальском крае.
Решение задачи повышения заработной платы в дошкольном образовании даётся особенно сложно в силу того, что была очень низкая стартовая база. Кроме того, сравнение задаётся с зарплатой в общем образовании, которая тоже постоянно повышается. Тем не менее динамика здесь очевидна.
Если в IV квартале прошлого года целевых значений достигло всего 23 региона, то в I квартале этого года – уже 45. У нас нет никаких сомнений, что в целом, поскольку деньги в региональных бюджетах запланированы, по итогам 2013 года задача повышения заработной платы в дошкольном образовании будет полностью выполнена.
По высшим учебным заведениям ситуация следующая. В прошлом году до 100 процентов по регионам довели среднюю заработную плату работникам высших учебных заведениях в 75 регионах России. В условиях единых для всей страны нормативах финансирования высшего образования особенно сложно это было, естественно, сделать в высокодоходных регионах: в Москве, Петербурге, автономных округах Тюменской области. Тем не менее это было сделано.
На этот год и на 2014–2015 годы предусмотрены дополнительные средства на повышение оплаты труда преподавателей в вузах, соответственно, 24, 38 и 62 миллиарда рублей. Эффективное использование этих средств возможно только при повышении требований к качеству работы преподавателей и проведении структурных изменений.
У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей в вузах на 30 процентов превышает нормативную, а в некоторых вузах это превышение 40 и 50 процентов. Понятно, что, повышая всем заработную плату, в этой ситуации мы будем просто стимулировать раздувать штаты, следовательно, необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьёзные изменения в кадровой системе в высших учебных заведениях. Мы будем это делать, и уже с 1 сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьёзно повышены.
Мы рекомендуем вузам, чтобы оклад доцента, то есть именно постоянная, не зависящая ни от чего часть его заработной платы, был не ниже 75 — 80 процентов от средней оплаты труда в соответствующем регионе. Таким образом, если мы это сделаем, то полностью решим задачу доведения средней заработной платы преподавателя в вузах до 110 процентов в этом году, и последовательное повышение в последующие годы с доведением до 200 процентов. Средства на это есть, но здесь требуются достаточно серьёзные изменения, как я уже сказал.
При этом хочу обратить внимание, что наиболее проблемные с точки зрения заработной платы регионы – это те, в которых имеется большое количество филиалов вузов. У нас есть такие регионы, где либо одно, либо два, либо несколько высших учебных заведений и очень большое количество филиалов. Понятно, что там задача повышения заработной платы преподавателя решается особенно сложно, потому что в филиалах традиционно заработные платы преподавателей ниже, чем в головных вузах, – как и качество обучения.
Безусловно, мы рассматриваем задачу повышения эффективности и качества работы системы как ту, которая будет сопутствовать повышению заработной платы преподавателей в высших учебных заведениях.
Следующая острая проблема отрасли – это очереди в детские сады, в дошкольные образовательные учреждения. До трети наших граждан сталкиваются с этой проблемой по результатам тех мониторингов, которые проходят. На сегодняшний день охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием составляет 78 процентов. При этом 366 тысяч детей не обеспечены местами в детских садах – это очередь. А с учётом демографических трендов, которые есть на 1 января 2016 года, нам необходимо ввести дополнительно 1 миллион 200 тысяч мест в детских садах, в дошкольных образовательных учреждениях.
По каждому региону сегодня составлены планы мероприятий по решению задачи ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные учреждения. В соответствии с этими планами будет создано новых 755 тысяч дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Из них 398 – за счёт строительства и реконструкции, а остальные — за счёт использования вариативных форм дошкольного образования.
Тем не менее, всё равно остаётся дефицит – примерно 400 тысяч мест. И правительством принято решение о помощи из федерального бюджета региональным бюджетам на то, чтобы создать эти дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях. Уже принято решение о первом транше в 50 миллиардов рублей, который будет в этом году использован.
Эта субсидия будет рассчитана с учётом потребностей субъекта Российской Федерации в создании дополнительных мест, уровня его бюджетной обеспеченности и региональных особенностей. И предоставляться будет под обязательства регионов по обеспечению стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, повышению заработных плат работников системы дошкольного образования, повышению уровня их квалификации, в том числе и перехода на новые образовательные стандарты дошкольного образования, развитие вариативных форм предоставления дошкольного образования. Нами на сегодняшний день согласованы 82 «дорожные карты» структурных изменений в образовании. По одному региону мы пока такое согласование дать не смогли.
В соответствии с этими «дорожными картами» все задачи и ключевые индикаторы, которые вытекают из ваших указов, будут полностью выполнены. И мы обращаем внимание на то, что пока в тех «дорожных картах», которые мы видели, имеется дефицит финансовых ресурсов. То есть задача поставлена, необходимые ресурсы оценены, но в бюджетах регионов соответствующие деньги не заложены.
Всего необходимый объём средств, который требуется для реализации всех задач в 2013, 2014, 2015 годах, составляет 2,7 триллиона. Из них в региональных бюджетах заложено всего 1,9. Таким образом, примерно 750 миллиардов рублей на сегодняшний день не имеют источников финансирования. Нам предстоит вместе с Министерством финансов определиться путём анализа региональных бюджетов, их источников доходов и их направлений расходов с решением этой задачи.
Безусловно, мы уже сейчас ведём и будем вести дальше ежеквартальный анализ результатов реализации мероприятий этих «дорожных карт» во взаимодействии с представительствами президента Российской Федерации в федеральных округах. Безусловно, целая часть работ, которые мы ведём, требует разработки дополнительного методического сопровождения. Мы это понимаем.
Мы разработали около 20 различных методических документов для регионов, будем и дальше этим заниматься с пониманием того, что эти документы, особенно если они играют важную роль, должны быть нами разработаны с учётом того опыта, который уже есть в регионах. А многие регионы ведут работу по соответствующим направлениям и ведут её уже в течение нескольких лет на основе анализа лучших практик и на основе их максимального распространения в регионах России.
Спасибо за внимание.
Источник: портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Оставить коментарий